На Главную

Оценка и отметка в начальной школе

    Как и многие психологи, работающие в системе РО, убежден, что обучение в начальной школе должно быть безотметочным, но сама учебная деятельность ребенка обязательно оцениваемой. Поясню это.
     Ребенок сам должен придти к пониманию смысла, тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом - необходимое условие развития у него полноценной способности и стремления к учению. А это значит: для того, чтобы "принять" вншенюю отметку, он уже должен обладать некоторыми умениями самооценивания, причем адекватного.
     Зачатки таких умений можно (и, на мой взгляд, нужно) развивать уже у старших дошкольников. Приведу простой пример. Вырезаем из бумаги небольшую полоску. По ее концам кладем два кружочка с изображением рожиц, с левого - грустной, с правого - веселой. Посредине перпендикулярно размещаем "метку" - маленький предмет, который можно двигать в направлении кружочков по воображаемой школа.
     Допустим, ребенок выполняет какое-то задание: рисует, занимается прописями и т.д. Когда задание выполнено, говорим ему: а вот теперь попробуй стать настоящим учителем и сам оценить, как ты справился с решением этой задачки. Ты можешь двигать это кнопочку (пуговицу, спичку и т.д.) влево или вправо, к той рожице, которая больше похожа на ту оценку, которую ты сам себе поставил.
     Ребенок может завышать самооценку, придвигая метку ближе к веселой рожице, или занижать ее, - придвигая ближе к грустной. В первом случае вы говорите примерно следующее: "Да, действительно с заданием ты в целом справился, но вот эти кружочки получились у тебя не так хорошо, как эти. Может быть, стоит передвинуть метку чуть левее?" и т.д. Во втором случае: "Эта линия у тебя и вправду вышлда не очень аккуратной, но полсмотри, как хорошо ты подобрал цвет неба на рисунке?" и т.п. Постепенно (от занятия к занятию) количество "критических" комментариев взрослого снижается. Хотя в случае неадекватной оценки, не лишний раз будет попросить ребенка снова проанализировать задание. В итоге маленький учащийся получает столь необходимый ему опыт самооценивание, которое становится все более адекватном, набирается уверенность, пристпая к решению новых задач, начинает осмысленно относится к самой процедуре учения.
     Главный принцип - удачными попытки ложны измеряться все остальные, в том числе - не самые удачные. Ребенка нужно ориентировать на лучшие образцы того, что и как он делает и помогать ему исправлять свои - неизбежные! - ошибки (в которых, по словам В.В.Даавыдова, также состоит смысл учения) исходя именно из этих образцов.
    
В.Т.Кудрявцев (из ответа на вопрос форума портала www.tovievich.ru "Развивающее обучение  - Дошкольное образование")

  Более подробно о том, как сделать так, чтобы ребенок не попал во власть "кнута" и пряника" школьной отметки, не стал ее заложником, рассказано в сборнике "Оценка без отметки". Рига, 1999, книгах и статьях Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман и др.
Сайт управляется системой uCoz