ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
|
|
Adagio
(ит. Адажио-
медленно,
спокойно, не
спеша): в
балете одна
из форм
танца (в
основном
дуэта), где
используются
поддержки
балерины
партнером
при
исполнении
медленных и
быстрых
движений,
поз,
вращений,
подъемов. Adagio
- медленная
часть
pas de deux, grand pas, pas d'action.
В уроке кл.танца
у станка и на
середине -
танц.
композиция,
состоящая
из плавных
движений,
устойчивых
поз,
поворотов,
вращений. В adagio
вырабатывается
устойчивость,
координация,
сила и
гармония
движений.
Основные
элементы: developpes,
releves, grands ronds de jambe, grands fouettes renverses,
вращения в
различных
позах на
одной ноге и
т.д. Allonge
(аллонже -
удлиненный) -
удлиненная
позиция
руки. Ballotte
-
раскачивание.
Прыжок с
продвижением
вперед или
назад, во
время
которого
вытянутые
ноги
задерживаются
в пятой
позиции,
корпус
отклоняется
от поднятой
ноги. Затем
движение
исполняется
в обратном
направлении.
Battements
tendu
(тянуть,
натягивать)-
движение,
при котором
нога из
позиции,
вытягиваясь
в подъеме,
отводится
вперед, в
сторону и
назад до
вытянутого
положения
стопы и
пальцев, а
затем
приводится
обратно в
позицию. Battements
tendu jete
(jete - бросать)
то же, что и battements
tendu, но нога из
позиции,
скользя по
полу, чуть
приподнимается
(примерно на
25 градусов)
над полом, а
потом
возвращается
обратно в
позицию. Battements
developpe
-
работающая
нога с
вытянутыми
пальцами
скользит по
опорной до
колена и
открывается
вперед, в
сторону, или
назад. Changement
de pieds
(шанжман
де пье - "перемена
ног") Прыжок
с двух ног на
две из 5
позиции в 5, с
обязательной
переменой
ног. Croise
(круазе - от
слова "скрещивать")
поза
классического
танца со
скрещенным (закрытым)
положением
ног. Demi
(деми -
половина)
термин,
указывающий,
что
исполняется
половина
движения,
например, demi plie
-
полуприседание,
demi rond de jambe -
половина
круга ногой. Ecarte
(экарте -
раздвинуть)
поза кл.танца
(a la seconde),
развёрнутая
по
диагонали
вперёд или
назад,
корпус чуть
отклонён
вперёд или
назад,
голова
резко
повёрнута в
профиль,
поднятая
рука
соответствует
поднятой
ноге, другая
рука
отведена в
сторону. Echappe
(эшапе -
вырваться,
выйти из)
прыжок с
двух ног на
две из
первой,
третьей или
пятой
позиций во
вторую или
четвёртую. Efface
(эфасе - от
слова "сглаживать")
поза кл.танца
с
развернутым
(открытым)
положением
ног. Epaulement(эпольман
- от "эполь" -
плечо) поза
кл.танца, при
кот. корпус
повёрнут в
одну из
сторон, по
отношению к en
face. En
dedans
(ан дедан -
вовнутрь): 1.
Направление
движения
работающей
ноги,
описывающей
дугу назад - в
сторону -
вперед, то
есть
вовнутрь, к
опорной
ноге. 2.
Направление
вращения в
пируэтах,
турах и
движениях,
исполняющихся
с поворотом(en
tournant) по
направлению
к опорной
ноге. En
dehors
(ан деор -
наружу). 1.Направление
движения
работающей
ноги,
начинающей
описывать
дугу вперед-
в сторону -
назад, то
есть наружу
от опорной
ноги. 2.Направление
вращения в
турах и
пируэтах от
опорной
ноги к
работающей. En
face
(ан фас -
напротив)
термин
показывает,
что
исполнитель
обращен
лицом к
зрителю. En
l'air
(ан л'эр - в
воздухе)
термин,
указывающий
на то, что
движение
одной или
обеими
ногами
исполняется
в воздухе.
Например: rond de jamb
en l'air (круг
ногой в
воздухе). En
tournant
(ан турнан -
в повороте).Движение
исполняется
одновременно
с поворотом
всего тела.
Поворот
может быть
полным или
неполным, в
зависимости
от задания. Fondu
(фондю - таять).
Тающее
движение. Frappe
(фрапе -
ударять)
одна из форм
battements резкое
движение
ногой с
акцентом "от
себя". Grand
(гран -
большой) -
термин,
определяющий
величину
движения:
максимальную
глубину
приседания
(grand plie) высоту
прыжка (grand changement de pied)
и т.д. Jete
entrelace
- вид
перекидного
жете, прыжка
с одной ноги
на другую с
поворотом,
во время
которого
ноги
поочередно
забрасываются
в воздух, как
бы
переплетаясь,
при этом
одна нога
забрасывается
вперед, а
другая
после
полуоборота
в воздухе, -
назад, за
себя. Passe
- (пассе -
проводить)
путь
работающей
ноги при
переходе из
позы в позу,
на уровне sur le
coup-de-pied или tire-bouchon,
или через
первую
позицию. Pas
de bourree
(па де буре)
мелкие
движения,
переступания
с ноги на
ногу. Pas couru -
легкий
сценический
бег, suivi -
беспрерывный,
связанный. Petit
(пти -
маленький)
обозначение
некоторых
движений,
например petit
battement и т.д. Port
des bras
(от порте -
носить и бра -
руки)
правильное
прохождение
рук через
основные
позиции,
закругленные
(arrondi) или
удлиненные (allonge)с
участием
поворотов
или
наклонов
головы, а
также
перегибаний
корпуса. Preparation
(препарасьон
-
приготовление)
подготовительное
движение. Releve
(релеве -
поднимать) 1.
Подъем на
полупальцы,
или пальцы. 2.
Медленный
подъём
ноги
(Battement releve lent) 3. Preparation к
турам,
пируэтам. Saute(соте
- прыгать).
Прыжок с
двух ног на
две, с
сохране-нием
в воздухе и
при
приземлении
первоначальной
позиции. Sur
le coup-de-pied
(сюр лё ку
де пье - на
щиколотке, "на
шейке стопы")
положение
стопы
рабочей
ноги на
опорной. Temps
leve
(тан леве -
поднимать)
Прыжок
одной ногой,
с
возвращением
на неё же, без
продвижения,
преимущественно
сохраняя
заданную
позу. Tombe
(томбе -
падать)
движение с
падением на
рабочую
ногу. Адажио.
Медленная
первая
часть па-де-де,
за которой
следуют две
сольные
вариации и
заключительная
кода. Аллегро.
Быстрая
прыжковая
часть
балетного
класса. Антраша.
Прыжок, при
котором
танцовщик
несколько
раз быстро
скрещивает
ноги в
воздухе. Арабеск.
Танцовщик
стоит на
одной ноге,
другая
прямая нога
отведена
назад за
плечо. Аттитюд.
Танцовщик
стоит на
одной ноге,
другая
отведена
назад за
плечо и
согнута в
колене. Баллоне(Ballonne).
Прыжок на
одной ноге
или вскок на
пальцы с
продвижением
за
работающей
ногой.
Работающая
нога,
вытягиваясь
во время
прыжка или
скока,
возвращается
в поло-жение
вытянутой
ступни
работающей
ноги на
щиколотке
опорной
ноги в
момент
полуприседания
(демиплие)
на опорной
ноге. Батман.
Быстрый
удар одной
ноги о
щиколотку
другой. Батри.
Прыжок, при
котором
стопы
перекрещиваются
в воздухе. Бризе
(Brise).
Прыжок во
время
исполнения
нога из 5-й
позиции
сзади (спереди)
выносится
вперед (назад),
давая
направлению
прыжку,
ударяет в
воздухе
опорную и
возвращается
в прежнее
положение. Выворотность.
Разворот
ног от
тазобедренного
сустава. Глиссад
(Glissade).
Маленький
прыжок с
продвижением
вслед за
вытянутым
носком ноги,
скользящим
по полу.
Исполняется
слитно, не
отрывая
носков от
пола с
переменой
или без
перемены
ног.
Используется
как
самостоятельное
движение,
как связка, а
также может
служить
толчком для
других
прыжков. Девелоппе(Developpe).Движение,
разновидность
батмана. Кабриоль
(Cabriole).
Сложный
прыжок,
когда одна
нога
ударяется о
другую
снизу вверх
один или
несколько
раз. Ма-ленький
прыжок с
продвижением
вслед за
вытянутым
носком ноги,
скользящим
по полу.
Исполняется
слитно, не
отрывая
носков от
пола с
переменой
или без
перемены
ног.
Используется
как самост.движение,
как связка, а
также может
служить
толчком для
других
прыжков Куп
жетэ.
Серия
прыжков с
поворотами
по кругу. Манеж.
Окружность,
по которой
выполняется
серия
виртуозных
прыжков. Па.
Дословно:
танцевальный
шаг. Па-де-де.
Танец,
исполняемый
двумя
партнёрами. Пике.
Быстрые
удары о пол
прямой
ногой, либо
балерина
резко
встаёт на
пуанты. Пируэт.
Поворот. Плие.
Первый
экзерсис у
станка, при
котором
танцовщики
приседают у
станка,
сгибая ноги
в коленях. Позиции.
Пять
основных
позиций ног
и
соответствующие
движения
рук. Пор-де-бра.
Положение
рук и
корпуса
танцовщика. Пуант.
Стойка на
кончиках
пальцев. Рон-де-жан.
Поднятая с
оттянутым
носком нога
описывает
круговое
движение по
полу или в
воздухе. Станок.
Длинная
горизонтальная
жердь в
балетном
классе, за
которую
придерживаются
танцовщики
во время
занятий. Тур-ан-лэр.
Прыжок с
оборотом
вокруг
своей оси -
одинарным,
двойным,
иногда
тройным. Флик-фляк
(Flik-flac).
Движение,
развивающее
ловкость. Фуэте.
Стремительное
хлёсткое
вращение,
при котором
находящаяся
в воздухе
нога резко
выбрасывается
в сторону и
приводится
к колену
опорной
ноги при
каждом
обороте. Шассе
(Chasse).
Определение:
прыжок с
продвижением,
при
исполнении
кот. одна
нога как бы
догоняет
другую,
соединяясь
в пятой
позиции в
верхней
точке
прыжка.
Может быть
самостоятельным
движением, а
также
служить
вспомогательным,
связующим
па для
выполнения
больших
прыжков.
|
|