|
Как и
многие
психологи,
работающие
в системе РО,
убежден, что
обучение в
начальной
школе
должно быть безотметочным,
но сама
учебная
деятельность
ребенка
обязательно
оцениваемой.
Поясню это.
Ребенок
сам должен
придти к
пониманию
смысла, тех
оснований,
по которому
учитель
выставляет
ему ту или
иную
отметку. В
этом -
необходимое
условие
развития у
него
полноценной
способности
и
стремления
к учению. А
это значит:
для того,
чтобы "принять"
вншенюю
отметку, он
уже должен
обладать
некоторыми
умениями самооценивания,
причем
адекватного.
Зачатки
таких
умений
можно (и, на
мой взгляд,
нужно)
развивать
уже у
старших
дошкольников.
Приведу
простой
пример.
Вырезаем из
бумаги
небольшую
полоску. По
ее концам
кладем два
кружочка с
изображением
рожиц, с
левого -
грустной, с
правого -
веселой.
Посредине
перпендикулярно
размещаем "метку"
- маленький
предмет,
который
можно
двигать в
направлении
кружочков
по
воображаемой
школа.
Допустим,
ребенок
выполняет
какое-то
задание:
рисует,
занимается
прописями и
т.д. Когда
задание
выполнено,
говорим ему:
а вот теперь
попробуй
стать
настоящим
учителем и
сам оценить,
как ты
справился с
решением
этой
задачки. Ты
можешь
двигать это
кнопочку (пуговицу,
спичку и т.д.)
влево или
вправо, к той
рожице,
которая
больше
похожа на ту
оценку,
которую ты
сам себе
поставил.
Ребенок
может
завышать
самооценку,
придвигая
метку ближе
к веселой
рожице, или
занижать ее, -
придвигая
ближе к
грустной. В
первом
случае вы
говорите
примерно
следующее: "Да,
действительно
с заданием
ты в целом
справился,
но вот эти
кружочки
получились
у тебя не так
хорошо, как
эти. Может
быть, стоит
передвинуть
метку чуть
левее?" и т.д.
Во втором
случае: "Эта
линия у тебя
и вправду
вышлда не
очень
аккуратной,
но
полсмотри,
как хорошо
ты подобрал
цвет неба на
рисунке?" и т.п.
Постепенно (от
занятия к
занятию)
количество
"критических"
комментариев
взрослого
снижается.
Хотя в
случае
неадекватной
оценки, не
лишний раз
будет
попросить
ребенка
снова
проанализировать
задание. В
итоге
маленький
учащийся
получает
столь
необходимый
ему опыт
самооценивание,
которое
становится
все более
адекватном,
набирается
уверенность,
пристпая к
решению
новых задач,
начинает
осмысленно
относится к
самой
процедуре
учения.
Главный
принцип - удачными
попытки
ложны
измеряться
все
остальные, в
том числе - не
самые
удачные.
Ребенка
нужно
ориентировать
на лучшие
образцы
того, что и
как он
делает и
помогать
ему
исправлять
свои -
неизбежные! -
ошибки (в
которых, по
словам В.В.Даавыдова,
также
состоит смысл
учения)
исходя
именно из
этих
образцов.
В.Т.Кудрявцев
(из ответа на
вопрос
форума портала
www.tovievich.ru
"Развивающее
обучение -
Дошкольное
образование") |